13.10.2020 07:10

Как компания ORIENT развивает транспортно-логистический потенциал Узбекистана

И что лидер логистического рынка может предложить клиентам

Географическое положение Узбекистана, расположенного на пересечении главных торговых маршрутов Центральной Азии, исторически определило статус республики как ключевого транспортного узла в регионе. Сегодня власти РУз пытаются реализовать данный потенциал в полной мере. На высшем уровне принимаются меры для создания условий использования воздушного пространства страны как транзитного хаба, вводится режим «открытого неба», реализуются международные железнодорожные проекты, реформируются правила взимания пошлин.

Республике ещё предстоит сделать немало для того, чтобы транспортно-логистическая инфраструктура отвечала высоким современным требованиям. Однако работа эта ведётся, и Узбекистану есть что предложить в этом направлении.

Есть перспективы

По данным Государственного комитета по статистике Узбекистана, в 2019 году всеми видами транспорта республики было перевезено 1,3 млрд тонн грузов, что на 6,1% больше показателей 2018 года. Грузооборот составил 72,9 млрд т/км, а это на 2,2% выше данных 2018 года. Большую часть грузов в республике – 89,2% – перевезли автотранспортом, на его долю пришлось 16,2 млрд т/км грузооборота. Воздушным путём было доставлено 0,1% грузов, трубопроводным и железнодорожным видами транспортировки – 5,4 и 5,3% соответственно.

По данным Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте РУз, Узбекистан располагает самой высокой плотностью сетей автодорог в Центрально-Азиатском регионе – 41 км на 100 кв. м. К примеру, в Таджикистане данный показатель равен 19,4 км, в Кыргызстане – 17 км, Казахстане – 4,7 км.

В последние годы выросла доля транспортных услуг в ВВП республики. По итогам 2018 года этот показатель был равен 6,4%. Объём транспортных услуг в сравнении с 2000 годом увеличился более чем в 100 раз – с 205,4 млрд сумов ($20,1 млн) до 23,1 трлн сумов ($2,3 млрд). Суммарная годовая мощность обработки грузов всех логистических и складских объектов в 2018 году достигла 3,1 млн тонн в год.

Однако транспортно-транзитный потенциал Узбекистана реализован пока не полностью. В рейтинге Всемирного банка республика занимает 99-е место по логистике среди 163 стран, по показателю удобства осуществления международных перевозок Узбекистан разместился на 120-м месте. Причин тому много – это и слаборазвитая дорожная инфраструктура, и отсутствие оптимальной тарифной политики для транзита, и ряд других проблем, тормозящих развитие отрасли.

По оценкам международных экспертов, транзитный потенциал РУз может быть увеличен с нынешних 7 млн до 16 млн тонн, а за счёт реализации региональных проектов – до 23 млн тонн к 2030 году. 

Государственные задачи для бизнеса

Именно модернизацией инфраструктуры и созданием качественного транспортного сервиса в стране сегодня занимается лидер логистического рынка Узбекистана – ORIENT LOGISTICS. Компания более 10 лет успешно работает в сфере международных грузоперевозок, а с 2013 года активно развивает в республике сеть логистических центров. Успешный опыт работы компании на этом рынке известен далеко за пределами Узбекистана. 

Отличительными преимуществами логистических центров ORIENT являются современное оснащение терминалов, развитая сеть комплексов, а также возможность решить любые вопросы, связанные с перевозкой груза, в одном месте. Все процессы в транспортно-грузовых терминалах компании полностью автоматизированы. Это позволяет в режиме реального времени контролировать статус доставки грузов, как крупногабаритных, так и мелкоштучных. В планах – создание 3PL (third party logistics) оператора для оказания качественных складских услуг.

Universal Logistic Services

Одним из первых комплексов для транспортировки и хранения грузов в системе ORIENT LOGISTICS стал современный контейнерный терминал Universal Logistic Services (ULS), который был возведён в 2014 году. При создании данного центра применялся передовой европейский опыт, в том числе при планировании объёмов грузопотоков, строительстве и оснащении.
 
В результате в черте Ташкента был создан современный железнодорожный контейнерный терминал площадью более 10 га. Сегодня комплекс обеспечивает около 50% всего рынка контейнерных услуг Узбекистана с годовой пропускной способностью более 120 000 TEU. Техническое оснащение терминала ULS позволяет принимать любые стандартные и нестандартные контейнеры, а также рефрижераторы, контейнеры Open Top, опасные и негабаритные грузы, длинномеры. Для упрощения работы весь учёт и управление осуществляются с помощью специального программного обеспечения Solvo.TOS. Все процессы – от приёмки, планирования, размещения, хранения и отгрузки контейнера – полностью автоматизированы.

Chukursay Logistics Center

Одним из преимуществ комплекса Universal Logistic Services является то, что на территории терминала расположен таможенный пост Чукурсай. В 2018 году компания подписала соглашение с АО «Узбекистон темир йуллари» (Узбекские железные дороги) и получила в пользование устаревший грузовой двор на крупнейшей железнодорожной станции Чукурсай. 

Проект Chukursay Logistics Center стал продолжением логистического комплекса ULS и включает в себя современный контейнерный терминал, а также склад класса А. Именно сюда прибывает основной грузопоток из Казахстана, России, Китая и стран Юго-Восточной Азии.

На терминале обрабатываются и три маршрутных контейнерных поезда из Владивостока, Находки и со станции Алтынкуль (Узбекистан). Дальний Восток и крупный терминал Khorgos Gateway (Казахстан) консолидируют грузы со всех стран Юго-Восточной Азии, РК и Китая.

Orient Logistics Center

Грузовой терминал железнодорожной станции Ташкент-Товарный, расположенной в самом центре столицы Узбекистана, стал местом дислокации современного мультифункционального комплекса Orient Logistics Center (OLC). Транспортно-логистический центр был открыт в марте 2019 года. Терминал имеет возможности по приёму и обработке контейнеров, вагонов с тарно-штучными и длинномерными грузами, колёсной и гусеничной техники. На территории центра строится крупный складской комплекс класса А. 

Центр позволяет обрабатывать свыше 120 000 условных контейнеров в год. Техническое оснащение OLC, который располагает современными ричстакерами Kalmar и Konecranes, дает возможность оперативно обслуживать грузопотоки, поступающие железнодорожным и автомобильным транспортом.

Регистрация, учёт и обработка грузов, а также таможенное оформление в центре осуществляется в режиме одного окна. На территории комплекса расположены представительства железной дороги и транспортно-логистических компаний. Статус входящих и исходящих вагонов в режиме реального времени фиксируется с помощью автоматизированной системы SOLVO TOS. Это позволяет ускорить оформление документации и оптимизировать издержки на размещение вагонов внутри страны.

Orient Distribution Center

Концептуальный проект строительства мультифункционального транспортно-логистического центра. Крупнейший проект, входящий в состав сети терминалов, планируется поэтапно реализовать в течение трёх лет. Основной задачей логистического центра будет приёмка и обработка генеральных грузов железнодорожным и автомобильным видами транспорта.

Пропускная способность терминала составит 120 000 условных контейнеров в год. Большое внимание в проекте уделяется строительству складских комплексов класса А и B общей площадью более 80 000 кв. м. Основными крупными клиентами логистического центра будут международные компании, занимающиеся дистрибуцией, ретейлом и онлайн-продажами.

Также в рамках проекта будут построены зоны сервисного обслуживания клиентов – гостиничный комплекс, офисное здание, ресторан и сервисный центр для грузовых автомобилей.

Highway Logistics Center

Логистический центр от компании Orient – Highway Logistics Center разместился в юго-восточной части от столицы Узбекистана, на международной трассе М-39. Терминал площадью 14,4 га построен с учётом высоких мировых стандартов и европейского опыта. Комплекс предназначен для обслуживания как внутренних, так и внешних перевозок. 

Грузооборот логистического центра Highway Logistics составляет более 1,2 млн тонн в год. Центр работает по принципу одного окна – в нём действует не только склад, но и таможенный пост, банк, работают отделы деклараций, сертификации и досмотра. Вся работа комплекса осуществляется в рамках автоматизированной программы управления складами WMS Axelot.

Терминал обладает высокой пропускной способностью – на таможенном оформлении и досмотре могут одновременно находиться около 50 грузовых машин. В Highway Logistics Center действует система регистрации иностранных грузовых автомобилей. Это даёт возможность перевозчикам сэкономить на транспортировке грузов в обратном направлении.

Помимо складских площадей в логистическом центре созданы все необходимые условия и для водителей грузовиков, а также клиентов терминала. На территории комплекса есть автостоянка на 150 мест, гостиница, ресторан, станция техобслуживания, холодильный терминал для хранения продукции.

Cсылки: kursiv.kz